Практическое занятие 5. Методические принципы занятий физическими упражнениями
Контрольные тесты:
1. Укажите общие методические принципы занятий физическими упражнениями: а) - принцип сознательности и активности;
б) - принцип интенсивности;
в) – принцип доступности и индивидуализации;
г) – принцип коллективизма в работе;
д) - принцип оптимизации;
е) - принцип систематичности;
ж) - принцип наглядности.
2. Укажите специфические методические принципы занятий физическими упражнениями: а) – принцип сбалансированности нагрузок и отдыха;
б) - принцип непрерывности;
в) - принцип прогрессирования педагогических воздействий;
г – принцип регулярности занятий;
д) - принцип цикличности;
е) - принцип возрастной адекватности педагогических воздействий;
ж) – принцип адаптивности к воздействию физических нагрузок;
3. Укажите, какой специфический принцип предусматривает соответствия задач, средств и методов ФВ особенностям (возможностям) обучаемых, т.е. посильности предлагаемых им заданий:
1- принцип сознательности и активности;
2 – принцип сбалансированной динамики нагрузок;
3 – принцип доступности и индивидуализации;
4 – принцип связи теории с практикой;
5 – принцип систематичности и адекватности физических нагрузок.
4. Укажите, какой общий принцип предусматривает планомерное и целенаправленное повышение требований к двигательной активности занимающихся.
1 – принцип возрастной адекватности педагогических воздействий;
2 – принцип доступности и индивидуализации;
3 – принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха;
4 – принцип научности;
5 - принцип прогрессирования педагогических воздействий.
5. Укажите, какой специфический принцип предполагает целенаправленное воздействие на занимающихся на различных этапах и периодах занятий физическими упражнениями с учётом возрастных особенностей развития их организма:
1 – принцип возрастной адекватности педагогических воздействий;
2 – принцип доступности и индивидуализации;
3 – принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха;
4 – принцип научности;
5 - принцип прогрессирования педагогических воздействий.
6. Укажите, какой специфический принцип предполагает повторяемость отдельных занятий и их серий в процессе физического воспитания:
1 – принцип возрастной адекватности педагогических воздействий;
2 – принцип прогрессирования тренирующих воздействий;
3 – принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха;
4 – принцип цикличности;
5 – принцип научности;
6 - принцип сенситивности развития физических качеств.
Практические задания:
1. Перечислите основные внешние и внутренние факторы, обуславливающие особенности реализации принципа сознательности и активности при занятиях физическими упражнениями:
Внешние:
а) - __________________________________________________________________________
б) - __________________________________________________________________________
в) - __________________________________________________________________________
Внутренние:
1 - ___________________________________________________________________________
2 - ___________________________________________________________________________
3 - ___________________________________________________________________________
4 - ___________________________________________________________________________
5 - ___________________________________________________________________________
2. Подобрать и письменно изложить в конспекте основные методические приёмы по реализации принципа доступности и индивидуализации в условиях проведения занятий с классами большой численности и различным состоянием здоровья занимающихся.
Исходные данные: 5-ый класс общеобразовательной школы численностью 32 человека, из них – 18 девочек и 14 – мальчиков; тип урока – комплексный (смешанный) – выполняются физические упражнения по разделам гимнастика, лёгкая атлетика и спортивные игры; первая четверть – середина октября; место проведения – спортивный зал со следующим оборудованием для проведения занятий: по гимнастике (брусья - 1, съёмные перекладины - 2, козёл и мостик для прыжков - 1, маты – 8 штук, гимнастические стенки – 10 штук, гимнастические скамейки – 6 штук), спортивным и подвижным играм (площадки для игры в волейбол и баскетбол); спортивный инвентарь: гири 16кг – 4, гантели весом 2кг – 6, обручи, скакалки, набивные мячи (весом – 3 кг) и гимнастические палки – на 10 занимающихся одновременно; мячи для игры в волейбол и баскетбол, волейбольная сетка; уровень физической подготовленности учеников – удовлетворительный; количество освобождённых – 3 ученика (2 девочки, 1 мальчик); количество учащихся с ослабленным здоровьем – 6 человек (4 девочки и 2 мальчика).