Практическое занятие 8. Развитие физических способностей (качеств)
Контрольные тесты:
Физические способности (качества) – это:
а) - индивидуальные особенности двигательной сферы человека, обеспечивающие его жизнедеятельность;
б) - комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения;
в) - способность человека осваивать разнообразные двигательные навыки;
г) - способность человека выполнять разнообразные физические упражнения легко и уверенно;
д) - способность человека проявлять мышечные усилия при выполнении определённых видах двигательной деятельности.
2. Укажите основные закономерности развития физических способностей:
1 – необходимость двигательной активности;
2 – социально-бытовые условия жизнедеятельности человека;
3 – морфо-функциональные особенности организма человека;
4 – зависимость от режима двигательной деятельности;
5 – этапность развития;
6 – неравномерность и разновременность развития физических способностей;
7 – стремление к достижению необходимого уровня физического и психического состояния;
8 – обратимость показателей развития способностей;
9 – индивидуальная реакция организма на нагрузку;
10 – условия внешней среды и состояние здоровья;
11 – взаимодействие физических способностей.
3. Уровень развития физических способностей определяется;
а) - разрядными нормативами;
б) - индивидуальным спортивным результатом;
в) - частотой сердечных сокращений;
г) - контрольными испытаниями (тестами);
д) - индивидуальной реакцией организма на внешнее воздействие.
4. Сенситивные периоды развития физических способностей – это:
1 – особые периоды физического развития человека;
2 – наиболее благоприятные (чувствительные) возрастные периоды их развития;
3 – периоды интенсивного индивидуального развития организма;
4 – этапность развития физических способностей;
5 – периоды бурного роста спортивных результатов.
5. Сила – это:
а) - способность человека противодействовать утомлению за счёт мышечных усилий;
б) - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий;
в) - способность человека поднимать запредельный вес;
г) - способность человека проявлять мышечные усилия в определённом виде спорта;
д) - способность человека максимально длительное время удерживать какой-либо предмет, снаряд, груз.
6. Абсолютная сила – это:
1 - силовой потенциал человека, измеряемый величиной максимального мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза;
2 - способность человека поднимать или удерживать определённый вес в течение длительного времени;
3 - способность человека многократно поднимать предельный вес в течение определённого времени;
4 – проявление мышечных напряжений в статическом режиме работы мышц при выполнении упражнений с отягощениями или предельным весом без ограничения времени.
7. Относительная сила – это:
1 – сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;
2 – сила, приходящаяся на 1 кв. см физиологического поперечника мышцы;
3 - способность человека поднимать или удерживать какой-либо вес в течение определённого времени;
4 – абсолютная сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1 кг собственного веса тела.
8. Какие из перечисленных факторов определяют уровень развития и формы проявления силовых способностей:
1 – состав мышечных волокон;
2 – подвижность нервных процессов;
3 - способность ЦНС регулировать мышечные напряжения;
4 - эффективность энергообеспечения мышечной работы;
5 – двигательная память на поднятый вес;
6 – умение создать максимальное мышечное напряжение при воздействии внешних сил;
7 – величина физиологического поперечника мышц;
8 – эффективность работы функциональных систем;
9 - согласованное взаимодействие мышечных групп, участвующих в движении.
9. Наиболее благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей являются:
а) - 10-11 и 13-14 лет; б) - 11–12 и 14-15 лет; в) - 13-14 и 16-18 лет; г) - 15- 20 лет.
10. Наиболее благоприятными периодами развития силы у девочек и девушек являются:
а) - 9-10 и 13-14 лет; б) - 10-11 и 16-17 лет; в) - 12-14 и 17-18 лет; г) - 15-16 и 18-19 лет.
11. Скоростные способности – это:
1 – способность человека выполнять двигательные действия в определённом ритме длительное время;
2 – быстрота выполнения движения по сигналу;
3 - способность человека обеспечивать выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени;
4 – скорость реакции человека на противодействие внешним негативным факторам;
5 – способность человека к сокращению мышц за минимальное время.
12. Определите, какие из перечисленных форм проявления скоростных способностей относятся к элементарным формам:
а) способность к быстрому реагированию на сигнал;
б) скорость одиночного движения;
в) способность к выполнению одиночных движений с максимальной скоростью;
г) способность к быстрому началу движений;
д) способность к поддержанию высокой скорости на дистанции;
ж) способность быстро набирать скорость до максимально возможной в начале движения;
з) способность к выполнению движения в максимальном темпе.
13. Укажите виды комплексных форм проявления скоростных способностей:
а) способность к выполнению одиночных движений с максимальной скоростью;
б) способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной;
в) способность быстро набирать скорость до максимально возможной в начале движения и поддерживать её на протяжении всей дистанции;
г) способность к достижению и сохранению высокого уровня дистанционной скорости;
д) запас скорости, необходимой для преодоления заданной дистанции.
14. Укажите, какие из перечисленных факторов определяют уровень развития и формы проявления скоростных способностей:
1 – соотношение различных мышечных волокон, их эластичность и растяжимость;
состав мышечных волокон;
2 – высокий уровень нравственных качеств;
3 - подвижность нервных процессов;
4 - эффективность внутримышечного и межмышечного взаимодействия;
5 - согласованность в работе верхних и нижних конечностей;
6 - физиологический поперечник мышц;
7 - уровень развития силы, координационных способностей и гибкости;
8 - совершенство техники движения;
9 - эффективность работы функциональных систем организма;
10 - содержание АТФ (аденазинтрифосфата) в мышцах, скорость её расщепления и восстановления;
11 - моторная память.
15. Какая форма проявления скоростных способностей определяется по латентному (скрытому) периоду реакции:
а) - скорость одиночного движения; б) - быстрота двигательной реакции; в) - сложная двигательная реакция; г) - ускорение; д) - частота движений.
16. Наиболее благоприятными периодами развития скоростных способностей у детей и подростков считается возраст:
а) 7 – 11 лет; б) 12 – 13 лет; в) 14 – 16 лет; г) 17 – 18 лет; д) 19 – 20 лет.
17. . Укажите основную причину появления скоростного барьера:
а) - возраст занимающихся;
б) - выбор неадекватных средств и методов развития скоростных способностей;
в) - большой интервал отдыха между занятиями;
г) - недостаточный уровень технического мастерства;
д) - небольшой объём упражнений, используемых в процессе занятия.
18. Основными методами развития скоростных способностей являются:
1 – повторный; равномерный; контрольный; 2 – интервальный; игровой; соревновательный; 3 - повторный; игровой; сенсорный; 4 – равномерный; сенсорный; переменный; 5 – интервальный; ударный; сенсорный.
19. Выносливость – это:
а) - способность выполнять физические упражнения некоторое время с постоянной интенсивностью;
б) - способность противостоять психическому утомлению в процессе интенсивной двигательной деятельности;
в) - устойчивость систем организма к воздействию физических нагрузок;
г) - способность человека выполнять какую-либо деятельность в течение длительного времени без снижения работоспособности;
д) - способность человека длительно выполнять движения умеренной интенсивности.
20. Состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряжённой работы и характеризующееся снижением работоспособности называется:
а) - функциональной неустойчивостью; б) - биохимической экономизацией; в) -физической подготовленностью; г) - общей выносливостью; д) - утомлением.
21. Перечислите факторы, определяющие уровень развития и формы проявления выносливости:
1 – способность организма занимающихся противостоять воздействию внешней среды;
2 - наличие энергетических ресурсов в организме человека;
3 - уровень физической подготовленности и психической устойчивости;
4 - уровень функциональных возможностей различных систем организма (в первую очередь, ССС, ДС и ЦНС);
5 - быстрота активизации и степень согласованности в работе функциональных систем;
6 – экономичность выполнения двигательной деятельности;
7 - устойчивость физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма;
8 – согласованность в работе верхних и нижних конечностей;
9 – психологические особенности личности (темперамент, наличие волевых качеств и т.д.);
10 – внешние условия, в которых осуществляется двигательная деятельность.
22. Укажите наиболее благоприятные периоды развития выносливости детей и взрослых:
1) – 7-9 лет; 2) – 10-14 лет; 3) – 15-20 лет; 4) – 21-26 лет; 5) – свыше 26 лет.
23. Способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера называется:
а) - специальной выносливостью; б) - аэробной выносливостью; в) - общей выносливостью; г) - анаэробной выносливостью; д) - физической выносливостью.
24. Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в конкретном виде двигательной деятельности называется:
а) - коэффициентом выносливости; б) - силовой выносливостью; в) - общей выносливостью; г) - анаэробной выносливостью; д) - специальной выносливостью.
25. Координационные способности – это:
1 – способность человека выполнять двигательные действия без излишнего мышечного напряжения;
2 - способность человека рационально и целесообразно выполнять новые двигательные действия или управлять движениями, возникающие при решении разнообразных двигательных задач;
3 - способность человека уверено и правильно выполнять разнообразные движения;
4 - способность человека быстро и в оптимальном режиме выполнять двигательные действия;
5 - способность человека выполнять различные двигательные действия эффективно и осознанно.
26. Способность координировано выполнять двигательные действия определяется следующими факторами:
1 – функциональным состоянием сенсорных систем организма (анализаторов);
2 – лабильностью нервных процессов;
3 – согласованностью в работе функциональных систем;
4 – степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС;
5 – степенью технического мастерства и физической подготовленности;
6 – возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью);
7 – согласованностью в работе частей тела, участвующих в движениях.
27. Для успешного развития координационных способностей физические упражнения должны:
1 - иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;
2 – иметь сильное воздействие на чёткость мышечных ощущений;
3 - содержать элементы новизны, необычности;
4 – выполняться экономно и рационально;
5 - отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;
6 – содержать элементы регулирования, контроля и самооценки различных параметров движений;
7 – быть посильными для занимающихся.
28. Сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных поз и движений называется:
а) - удержанием; б) - балансировкой; в) - равновесием; г) - надёжностью; д) – координированностью.
29. Наиболее благоприятным периодом для развития равновесия у мальчиков считается возраст:
а) - 7 - 8 лет; б) - 8 - 9 лет; в) - 10 - 11лет; г) - 12 – 13 лет; д) - 15 – 16 лет.
30. Наиболее благоприятным периодом для развития равновесия у девочек считается возраст:
а) - 7 – 8 лет; б) - 9 – 10 лет; в) - 10 – 11 лет; г) - 12 – 13 лет; д) - 14 – 16 лет.
30. Гибкость – это:
1- способность человека осуществлять вращение в суставах без боли и напряжения;
2 - способность опорно-двигательного аппарата человека осуществлять подвижность отдельных звеньев тела относительно друг друга;
3 – способность опорно-двигательного аппарата человека осуществлять разнонаправленные движения;
4 – максимальная подвижность основных конечностей человека;
5 – подвижность в суставах, обеспечивающая выполнение движения с необходимым усилием.
31. Укажите основные факторы, определяющие уровень развития гибкости:
1 - степень регуляции мышечных напряжений;
2 - взаимодействие мышц, окружающих сустав;
3 – климатические условия при которых выполняются упражнения;
4 - степень регуляции позы тела и движений со стороны ЦНС;
5 – подвижность различных отделов позвоночника;
6 – телосложение человека и его вес;
7 - состояние суставов и их элементов;
8 - половозрастные особенности занимающихся;
9 - физическое и психическое состояние человека.
32. Укажите, какие упражнения развивают гибкость:
1 – с сопротивлением партнёра; 2 – статические пассивные; 3 – выполняемые на тренажёрах; 4 – динамические пассивные; 5 – с резкими вращениями и большой амплитудой; 6 – динамические активные; 7 – изометрические пассивные; 8 – статические активные; 9 – на силовую выносливость; 10 – комбинированные.
33. Укажите наиболее благоприятные периоды развития гибкости у мальчиков:
а) - 7 -8 лет; б) - 8 -9 лет; в) - 10 – 11 лет; г) - 12 – 13 лет; д) - 14 – 16 лет; е) – 16 – 18 лет.
34. Укажите наиболее благоприятные периоды развития гибкости у девочек:
а) - 5 - 6 лет; б) - 7 -10 лет; в) - 11 – 13 лет; г) - 13 – 14 лет; д) - 1-6 – 17 лет; е) - 17 – 19 лет.
Практические задания:
Охарактеризуйте виды переноса физических способностей:
Положительный перенос - это –
_____________________________________________________________________________
Отрицательный перенос – это –
_____________________________________________________________________________
Однородный перенос – это –
_____________________________________________________________________________
Неоднородный перенос – это –
_____________________________________________________________________________
Взаимный перенос - это –
_____________________________________________________________________________
Односторонний перенос – это –
_____________________________________________________________________________
Прямой перенос – это –
_____________________________________________________________________________
Опосредованный перенос – это –
_____________________________________________________________________________
2. Перечислите принципы развития физических способностей:
1 - ___________________________________________________________
2 - ___________________________________________________________
3 - ___________________________________________________________
4 - ___________________________________________________________
5 - ___________________________________________________________
6 - ___________________________________________________________
7 - ___________________________________________________________
3. Перечислите основные упражнения для развития силовых способностей:
Упражнения с внешним сопротивлением:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнения с преодолением массы собственного тела:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнения изометрического характера:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте характеристику следующих методов развития силовых способностей:
Метод максимальных усилий____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метод повторных непредельных усилий___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метод изометрических усилий___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метод изокинетических усилий__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метод динамических усилий_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«Ударный метод»______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Определите тесты (контрольные упражнения) для развития силы мышц плеча и предплечья:___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Перечислите основные средства развития комплексных форм проявления скоростных способностей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите основные методы развития скоростных способностей и дайте их характеристику:
1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите и охарактеризуйте фазы развитие утомления:
Первая фаза– ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая фаза– ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Перечислите основные средства развития выносливости:
Общей выносливости:__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скоростной выносливости:______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Силовой выносливости_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Перечислите основные методы развития выносливости:
_____________________________________________________________________________
11. Определите по одному тесту (контрольному упражнению) для определения уровня развития выносливости:
Общей выносливости_________________________________________________________
Скоростной выносливости_____________________________________________________
Силовой выносливости________________________________________________________
12. Разработать и изложить в конспекте содержание занятия по развитию способности к равновесию (статическому или динамическому) по форме представленной ниже: в качестве примера приведено содержание программы по развитию способности к дифференциации усилий при выполнении упражнений в соответствии с заданными параметрами по развитию меткости для метания малого мяча в цель.
Исходные данные: 3-ий класс общеобразовательной школы численностью 24 человека, из них 15 девочек и 9 мальчиков, уровень физической подготовленности удовлетворительный, занятие для указанных школьников младшего класса является первым, т.е. идёт процесс изучения упражнения и развития данного вида координационных способностей, занятия проводятся в спортивном зале.
Частные задачи | Средства | Дозировка (парамет. нагрузки) | Методич. приёмы и условия выполнения |
1.Проверить и оценить исходный уровень развития меткости. ________________ 2.Развивать способность к дифференциации усилий при выполнении метаний в соответствии с заданными параметрами. | Тест. Метание мяча с расстояния 5м в круг диаметром 60см. _______________ Метание малого мяча с расстояния 2м. Метание малого мяча с расстояния 3м. | Одна попытка. __________ Кол-во подходов – 3, кол-во бросков в каждом подходе - по 5 каждой рукой. Пауза отдыха между подходами – 2 мин. | Разъяснить условия выполнения теста, дать пробную попытку, выполнить контрольный тест. __________________ Метание проводится поочерёдно правой и левой рукой в круг диаметром 10см, постепенно увеличивая его до 60см (10, 30, 60см). Метание проводится поочерёдно правой и левой рукой в круг диаметром 60см, постепенно уменьшая его до 10см (60, 30, 10см). |
13. Определите по одному тесту для развития равновесия:
Статического_______________________________________________________________
Динамического______________________________________________________________
14. Перечислите основные виды (формы проявления) координационных способностей:
1-___________________________________________________________________________
2-___________________________________________________________________________
3-___________________________________________________________________________
4-___________________________________________________________________________
5-___________________________________________________________________________
6-___________________________________________________________________________
7-___________________________________________________________________________
8-___________________________________________________________________________
9-___________________________________________________________________________
15. Перечислите и охарактеризуйте основные виды гибкости:
1____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Перечислите и охарактеризуйте основные методы развития гибкости:
1____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________