Практическое занятие 6-7. Обучение двигательным действиям

Контрольные тесты:

1. Целенаправленный и организованный процесс формирования и развития у личности (индивида) знаний и качеств, необходимых ему для выполнения определённых функций, называется:

а) – учением; б) – преподаванием; в) – воспитанием; г) – обучением.

2. Способность человека приобретать знания и овладевать двигательными умениями и навыками называется:

а) – воспринимаемостью; б) – воспитанностью; в) – обучаемостью; г) – физической подготовленностью.

3. Система движений, объединённая логикой решения двигательной задачи, называется:

а) – подвижной игрой; б) – двигательным действием; в) – видом спорта; г) - физическим развитием; д) – техникой физического упражнения.

4. Уровень овладения двигательными действиями, которые отличаются повышенной концентрацией внимания на составляющие части или элементы действия и нестабильными способами решения двигательных задач, называется:

1- двигательным мастерством; 2 – двигательным навыком; 3 – двигательным умением; 4 – техническим мастерством; 5 – двигательным талантом.

5. Из перечисленных признаков укажите те, которые характерны для двигательного навыка:

– неэкономичность движений;

2 - автоматизированное управление движениями;

3 – высокая степень утомляемости;

4 - слитность движений, т.е. объединение его частей в единое целое;

5 - отсутствие излишнего напряжения мышц, нецелесообразных действий, лёгкость и точность их выполнении;

6 – осознанный контроль при выполнении действий;

7 - высокая устойчивость движения, его противодействие сбивающим факторам;

8 – относительная расчленённость двигательного действия;

9 - прочность навыка, т.е. он не исчезает даже при длительных перерывах.

6. Процесс обучения любому двигательному действию состоит из:

а) – двух этапов; б) – трёх этапов; в) – четырёх этапов; г) – пяти этапов.

7. Влияние одних двигательных навыков в процессе их формирования на усвоение других двигательных навыков, называется:

а) – переносом качеств; б) – переносом способностей; в) - переносом физических возможностейг) - переносом навыка; д) - переносом подготовленности.

8. Целью этапа начального разучивания (ознакомления) двигательного действия является:

1 – создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

2 – восстановить предшествующий опыт выполнения упражнения, близкого по техники вновь изучаемого;

3 – разучить по частям (фазам, элементам) технику упражнения, предупредить возникновение грубых ошибок;

4 - сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия.

9. Целью этапа углублённого разучивания двигательного действия является:

1 – добиться слитного выполнения действия в полном объёме и в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия;

2 - сформировать умение выполнять двигательное действие в объёме требуемых технических параметров;

3 – углубить понимание закономерностей те6хники двигательного действия и значение его частей, предупредить возникновение значительных ошибок;

4 – последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники двигательного действия.

10. Укажите причины возникновения ошибок при выполнении двигательных действий:

1 - неправильная последовательность обучения двигательному действию;

2 – отрицательный перенос навыка;

3 - неверное или нечёткое исполнение техники двигательного действия;

4 - неверное представление руководителем занятия техники изучаемого упражнения;

5 – малое количество повторений в учебном задании;

6 - неадекватное восприятие обучаемыми информации о технике упражнения или его наглядное восприятие;

7 – недостаточный двигательный опыт занимающихся;

8 – низкий уровень физической подготовленности руководителя занятия;

9 - неуверенность занимающихся в своих силах или боязнь;

10 - недисциплинированность занимающихся, их невнимательность на уроках;

11 - несоответствие предлагаемых учебных заданий при подготовке к выполнению упражнения;

12 – неблагоприятные условия внешней среды.

Практические задания:

1. Перечислите основной объём знаний, которые приобретают занимающиеся в процессе обучения двигательным действиям:

1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________7.____________________________________________________________________________8.____________________________________________________________________________9.____________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте перечисленные виды переносов навыка и приведите примеры их взаимодействия:

Положительный перенос________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательный перенос________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изложите последовательность обучения двигательному действию по следующей форме:

Наименование этапов Решаемые задачи

1- _______________________ 1_____________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

4_____________________________________________

2 -________________________ 1_____________________________________________

2____________________________________________

3____________________________________________

3 -_________________________ 1____________________________________________

2____________________________________________

3____________________________________________

4____________________________________________

5____________________________________________

4. Изложите последовательность обучения прыжку в высоту:

1 -___________________________________________________________________________

2 -___________________________________________________________________________

3 -___________________________________________________________________________

4 -___________________________________________________________________________

5 -___________________________________________________________________________

6 -___________________________________________________________________________

7 -___________________________________________________________________________

8 -___________________________________________________________________________

9 -___________________________________________________________________________

10 -__________________________________________________________________________

11 -__________________________________________________________________________

12 -__________________________________________________________________________

5. Укажите наиболее важные способы исправления и предупреждения ошибок:

1 - __________________________________________________________________________

2 - __________________________________________________________________________

3 - __________________________________________________________________________

4 - __________________________________________________________________________

6. Составить программу обучения двигательному действию.

Задание выполняется в виде письменного изложения программы обучения прыжка в длину с разбега способом согнув ноги в конспекте или на листах бумаги формата А4 с указанием Ф.И.О., № учеб. группы. До выполнения задания необходимо; сформулировать общую задачу обучения (в ходе составления программы обучения её необходимо конкретизировать в соответствии с этапами обучения в систему частных задач); изучить технику данного упражнения; возможные грубые и значительные ошибки и меры по их предупреждению или исправлению; условия практического применения изучаемого упражнения; количественные показатели, которые должны достичь обучаемые. Программа составляется по следующей форме.

Программа обучения

Частные задачи

Средства и методические приёмы обучения

1. Создать представление о двигательном действии.

- назвать упражнение;

- показать упражнение (сбоку и спереди);

- показать ещё раз с объяснением техники выполнения, выделить ведущее звено;

- выполнить в соревновательном темпе;

- отметить, что разбег необходимо всегда начинать с одной и той же ноги.

2. Разучить разбег.

- бег по коридору разбега на дистанцию 15 – 20 шагов с постоянной скоростью;

и т.д.

3. Разучить отталкивание.

4. Разучить полёт.

5. Разучить приземление.

6. Освоить технику прыжка в целом.

7. Закрепить технику прыжка.

8. Совершенствовать технику прыжка в различных условиях.

9. Проверить и оценить прыжок в объёме технических требований.

10. Проверить и оценить прыжки в условиях повышенного эмоционального, психического и физического напряжения.

Исходные данные: состав занимающихся – учащиеся 5 класса, 8 мальчиков и 12 девочек; изучаемое упражнение – прыжок в длину с разбега способом согнув ноги; техника прыжка описана в практическом задании №3 по теме 3; условия практического применения – соревнования на первенство класса и школы; нормативные требования: мальчики: «отлично» - 360см, «хорошо» - 340см, «удовлетворительно» - 320см; девочки: «отлично» - 364см, «хорошо» - 320см, «удовлетворительно» - 300см.