Практическое занятие 6-7. Обучение двигательным действиям
Контрольные тесты:
1. Целенаправленный и организованный процесс формирования и развития у личности (индивида) знаний и качеств, необходимых ему для выполнения определённых функций, называется:
а) – учением; б) – преподаванием; в) – воспитанием; г) – обучением.
2. Способность человека приобретать знания и овладевать двигательными умениями и навыками называется:
а) – воспринимаемостью; б) – воспитанностью; в) – обучаемостью; г) – физической подготовленностью.
3. Система движений, объединённая логикой решения двигательной задачи, называется:
а) – подвижной игрой; б) – двигательным действием; в) – видом спорта; г) - физическим развитием; д) – техникой физического упражнения.
4. Уровень овладения двигательными действиями, которые отличаются повышенной концентрацией внимания на составляющие части или элементы действия и нестабильными способами решения двигательных задач, называется:
1- двигательным мастерством; 2 – двигательным навыком; 3 – двигательным умением; 4 – техническим мастерством; 5 – двигательным талантом.
5. Из перечисленных признаков укажите те, которые характерны для двигательного навыка:
1 – неэкономичность движений;
2 - автоматизированное управление движениями;
3 – высокая степень утомляемости;
4 - слитность движений, т.е. объединение его частей в единое целое;
5 - отсутствие излишнего напряжения мышц, нецелесообразных действий, лёгкость и точность их выполнении;
6 – осознанный контроль при выполнении действий;
7 - высокая устойчивость движения, его противодействие сбивающим факторам;
8 – относительная расчленённость двигательного действия;
9 - прочность навыка, т.е. он не исчезает даже при длительных перерывах.
6. Процесс обучения любому двигательному действию состоит из:
а) – двух этапов; б) – трёх этапов; в) – четырёх этапов; г) – пяти этапов.
7. Влияние одних двигательных навыков в процессе их формирования на усвоение других двигательных навыков, называется:
а) – переносом качеств; б) – переносом способностей; в) - переносом физических возможностей; г) - переносом навыка; д) - переносом подготовленности.
8. Целью этапа начального разучивания (ознакомления) двигательного действия является:
1 – создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;
2 – восстановить предшествующий опыт выполнения упражнения, близкого по техники вновь изучаемого;
3 – разучить по частям (фазам, элементам) технику упражнения, предупредить возникновение грубых ошибок;
4 - сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия.
9. Целью этапа углублённого разучивания двигательного действия является:
1 – добиться слитного выполнения действия в полном объёме и в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия;
2 - сформировать умение выполнять двигательное действие в объёме требуемых технических параметров;
3 – углубить понимание закономерностей те6хники двигательного действия и значение его частей, предупредить возникновение значительных ошибок;
4 – последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники двигательного действия.
10. Укажите причины возникновения ошибок при выполнении двигательных действий:
1 - неправильная последовательность обучения двигательному действию;
2 – отрицательный перенос навыка;
3 - неверное или нечёткое исполнение техники двигательного действия;
4 - неверное представление руководителем занятия техники изучаемого упражнения;
5 – малое количество повторений в учебном задании;
6 - неадекватное восприятие обучаемыми информации о технике упражнения или его наглядное восприятие;
7 – недостаточный двигательный опыт занимающихся;
8 – низкий уровень физической подготовленности руководителя занятия;
9 - неуверенность занимающихся в своих силах или боязнь;
10 - недисциплинированность занимающихся, их невнимательность на уроках;
11 - несоответствие предлагаемых учебных заданий при подготовке к выполнению упражнения;
12 – неблагоприятные условия внешней среды.
Практические задания:
1. Перечислите основной объём знаний, которые приобретают занимающиеся в процессе обучения двигательным действиям:
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________7.____________________________________________________________________________8.____________________________________________________________________________9.____________________________________________________________________________
2. Охарактеризуйте перечисленные виды переносов навыка и приведите примеры их взаимодействия:
Положительный перенос________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательный перенос________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Изложите последовательность обучения двигательному действию по следующей форме:
Наименование этапов Решаемые задачи
1- _______________________ 1_____________________________________________
2_____________________________________________
3_____________________________________________
4_____________________________________________
2 -________________________ 1_____________________________________________
2____________________________________________
3____________________________________________
3 -_________________________ 1____________________________________________
2____________________________________________
3____________________________________________
4____________________________________________
5____________________________________________
4. Изложите последовательность обучения прыжку в высоту:
1 -___________________________________________________________________________
2 -___________________________________________________________________________
3 -___________________________________________________________________________
4 -___________________________________________________________________________
5 -___________________________________________________________________________
6 -___________________________________________________________________________
7 -___________________________________________________________________________
8 -___________________________________________________________________________
9 -___________________________________________________________________________
10 -__________________________________________________________________________
11 -__________________________________________________________________________
12 -__________________________________________________________________________
5. Укажите наиболее важные способы исправления и предупреждения ошибок:
1 - __________________________________________________________________________
2 - __________________________________________________________________________
3 - __________________________________________________________________________
4 - __________________________________________________________________________
6. Составить программу обучения двигательному действию.
Задание выполняется в виде письменного изложения программы обучения прыжка в длину с разбега способом согнув ноги в конспекте или на листах бумаги формата А4 с указанием Ф.И.О., № учеб. группы. До выполнения задания необходимо; сформулировать общую задачу обучения (в ходе составления программы обучения её необходимо конкретизировать в соответствии с этапами обучения в систему частных задач); изучить технику данного упражнения; возможные грубые и значительные ошибки и меры по их предупреждению или исправлению; условия практического применения изучаемого упражнения; количественные показатели, которые должны достичь обучаемые. Программа составляется по следующей форме.
Программа обучения
Частные задачи | Средства и методические приёмы обучения |
1. Создать представление о двигательном действии. | - назвать упражнение; - показать упражнение (сбоку и спереди); - показать ещё раз с объяснением техники выполнения, выделить ведущее звено; - выполнить в соревновательном темпе; - отметить, что разбег необходимо всегда начинать с одной и той же ноги. |
2. Разучить разбег. | - бег по коридору разбега на дистанцию 15 – 20 шагов с постоянной скоростью; и т.д. |
3. Разучить отталкивание. | |
4. Разучить полёт. | |
5. Разучить приземление. | |
6. Освоить технику прыжка в целом. | |
7. Закрепить технику прыжка. | |
8. Совершенствовать технику прыжка в различных условиях. | |
9. Проверить и оценить прыжок в объёме технических требований. | |
10. Проверить и оценить прыжки в условиях повышенного эмоционального, психического и физического напряжения. |
Исходные данные: состав занимающихся – учащиеся 5 класса, 8 мальчиков и 12 девочек; изучаемое упражнение – прыжок в длину с разбега способом согнув ноги; техника прыжка описана в практическом задании №3 по теме 3; условия практического применения – соревнования на первенство класса и школы; нормативные требования: мальчики: «отлично» - 360см, «хорошо» - 340см, «удовлетворительно» - 320см; девочки: «отлично» - 364см, «хорошо» - 320см, «удовлетворительно» - 300см.