Лекция № 2-3. "Физическая культура" как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

You have earned 0 point(s) out of 0 point(s) thus far.

2.1. Становление теории и методики преподавания предмета «Физическая культура»

Учебные курсы по предмету «Физическая культура» имеют давнюю историю. В зависимости от страны, где они преподаются, и функционального назначения в содержании общего образования такие дисциплины имеют различные названия («Физическое воспитание», «Физическое образование», «Гимнастика», «Игры» (подвижные, спортивные), «Спорт», «Атлетика», «Физическая куль- тура», «Фехтование» и т.д.). Предметы физкультурной направленности упрочили свои позиции как обязательный элемент общего образования.

Отсюда физическая культура инвариантная составляющая со- держания образования глобального характера, независимого от политической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности граждан.

По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествознание, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.

Известно, что еще на ранних стадиях становления человечества занятия физическими упражнениями занимали значительное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из главных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на последующих этапах общественного развития. Наиболее развитые фор- мы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых государствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Вос- точной Азии, Южной Америки.

В Средние века содержание образования определялось господствующими религиозными идеологиями.

Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христианской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связанные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Европейского континента. Был прерван процесс становления физической культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилизациях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вместе с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.

Для восстановления физической культуры в структуре содержания образования потребовались усилия мыслителей-гуманистов, педагогов и энтузиастов: Т.Кампанеллы, Ф.Рабле, М.Монтеня, Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна; русских социал-демократов Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, выдающихся педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Лесгафта и др.

Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарождение капиталистической общественной системы, наиболее за- интересованной в физическом развитии человека. Другими важными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педагогических реформаторских тенденций, или движений, — филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.

Сторонники обоих направлений выступали за обновление со- держания образования, усиление внимания к физическому воспитанию, укрепление связи с природой и окружающей обществен- ной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоятельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методологической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться таковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.

Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физического воспитания. В них в качестве основной формы организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).

В России была создана и внедрена научно обоснованная система физического образования П.Ф.Лесгафта. В образовательное пространство России проникли и «прижились» немецкая, шведская и Сокольская гимнастические системы, подвижные игры, по Фребелю. На окраинах России, в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке, физическое воспитание осуществлялось с использованием элементов народной физической культуры.

Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы меж- ду сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из при- чин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.

Марксистская концепция всесторонне развитой личности по- лучила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали за- коны общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.

Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура».

За сравнительно короткий исторический период в нашей стране сложилась совокупность форм реализации школьного звена национальной системы физического воспитания, основа общего образования детей, подготовки молодежи. Системообразующая роль в совокупности форм организации физического воспитания отводилась учебному предмету «Физическая культура».

Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогической системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обо- снование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.

Позитивный вклад в создание основных положений, которые впоследствии составили методику преподавания школьной физической культуры, внесли А.А. Зикмунд, В.В.Белинович, В.В.Го- риневский, Г.А.Дюперрон, Е.С.Пиотровский. Началась публикация материалов о педагогических подходах к созданию методических основ предмета «Физическая культура» в издательствах

«Физкультура и туризм», «Время», «Молодая гвардия» и др. Были опубликованы научно-методические работы, отражающие теорию и практику французской, немецкой, шведской, сокольской и американской систем физического воспитания учащейся молодежи.

Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школь- ной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенденции к противопоставлению достижений отдельных школ физического воспитания друг другу.

Наибольшую опасность представляли «пролеткультовцы», отрицавшие саму возможность существования в социалистической системе образования любых элементов, отражающих зарубежный опыт, в том числе и в области физической культуры и спорта. В этих условиях позитивную роль сыграло вмешательство партии и государства в вопросы конкретизации целевой ориентации, со- держания, форм организации и методов осуществления физкультурной работы в стране. В июле 1925 г. было принято специальное постановление ЦК РКП(б) по вопросам физической культуры.

В результате совместных усилий партийных организаций и государства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране зародилось школьное звено формировавшейся национальной (советской) системы физического воспитания. В .трудах теоретиков фи-

декларировавшихся в 1960— 1980-е гг.). У 75 % школьников отмечались те или иные заболевания. Из начальной школы к концу 1980-х гг. 2/3 детей выходили близорукими, 30 — 40% имели отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, а 20 — 30% — нервно-психические расстройства. Среди причин, обусловивших эти и другие аномалии в состоянии здоровья школьников, на пер- вый план вышли недостатки в организации физического воспитания. Это было следствием отсутствия целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» и неразработанности научно-методических основ организации физической культуры и спорта в школе. Несмотря на то что данная дисциплина преподавалась в общеобразовательной школе в течение многих десятилетий, не разработаны такие вопросы теории и методики предмета, как его функции, место, значение в структуре содержания общего среднего образования, цель, содержание образования, общепризнанный понятийно-терминологический аппарат, специфика дидактических процессов и др.

Преобразование научно-методических основ предмета «Физическая культура» в педагогическую систему и совершенствование технологии ее реализации призваны повысить результативность учебно-воспитательной работы в аспектах требований государственного образовательного стандарта по дисциплине.

You have completed 0% of the lesson
0%