Лекция № 6-7.Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе

5.1. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе

Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования привлекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революционного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.

Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педагогов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую основу подхода к содержанию образования по предмету «Физическая культура».

Содержание образования рассматривается как:

  • одна из категорий педагогики;

  • инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы;

  • фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования;

  • механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области.

Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания образования применительно к предмету «Физическая культура» может основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культуры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причастность содержания образования к государственному образователь- ному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, региональному, компонентам).

Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или абстрактное освещение которых существенно затрудняет последующее обсуждение.

Во-первых, дадим определение понятию «содержание образования» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обусловливает достижение цели данной дисциплины.

Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета

«Физическая культура», который при первоначальном возникновении питается информационной энергией, исходящей от главного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели.

В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в формировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических процессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава со- держания общего образования, содержание образования по физической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: конкретизации состава и структуры социального опыта, подлежащего системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности.

Восприятие и осознание феномена содержания образования — проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уровнях его представления.

На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.

Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специфические функции в общем образовании. Здесь «проявляется» об- раз области образования «Физическая культура» и учебных предметов, через которые реализуется ее содержание.

Третий уровень — учебный материал, представляющий конкретные элементы состава содержания образования (знания, умения, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.

Эти уровни в совокупности составляют содержание образования (педагогическую модель социального заказа), которое пока лишь


проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образования задано как норма, которая будет материализована в дидактических процессах на последующих уровнях и функционировании. Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:

  • социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания;

  • состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

  • потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;

  • идеал формируемой личности;

  • потребности экономики и обороны страны;

  • возможности государства для реализации формируемого со- держания образования и др.

Вы прошли 0% лекции
0%