Практическое занятие № 6. Качественные реакции на оксипроизводные углеводородов
Обнаружение функциональных групп. Кислородсодержащие соединения.
Оксипроизводные (спирты, фенолы)
Цель работы:
1 Ознакомить студентов со способами обнаружения спиртов и фенолов по характерным свойствам.
2 Научить выделять полученный продукт из реакционной массы.
3 Закрепить знания по способам получения и химическим свойствам спиртов и фенолов
4 Выработать навыки обращения с химической посудой, реактивами.
5 Ознакомить с побочными процессами, проходящими при проведении синтеза, со способами утилизации отработанных реактивов.
6 Привить навыки работы со справочной литературой и развить умение формулировать выводы из проделанной работы.
Оксипроизводные могут реагировать с разрывом связей О-Н или С-ОН.
Для обнаружения оксипроизводных используют те и другие реакции. Для определения наличия -ОН группы проводят реакцию с металлическим натрием.
Спирты растворяют его, образуя алкоголяты и выделяя водород.
R-OH + Na → R-ONa + 1/2 H2
В реакциях по ОН группе (кислотные свойства) спирты располагаются по
убыванию реакционной способности в ряду: первичные > вторичные > третичные.
В реакциях второго типа (оснόвные свойства) более активными являются
третичные спирты.
а) Реакция с хлоридом цинка (проба Лукаса) – используется для различия
первичных, вторичных и третичных спиртов за счет подвижности -ОН группы.
Третичные спирты реагируют с хлоридом цинка с образованием нерастворимых в воде галогенпроизводных. Третичные спирты реагируют с бόльшей скоростью (в течение 5 мин), первичные взаимодействуют только при продолжительном нагревании или стоянии, вторичные занимают промежуточное положение.
(CH3)3COH + ZnCl2 →(CH3)3CCl + Zn(OH)2
Опыт 1: Раствор 1.6 г хлорида цинка в 1 мл соляной кислоты делят на три части. К каждой из них прибавляют 3-4 капли первичного, вторичного, третичного спирта, энергично встряхивают и оставляют в стакане с водой при 20-30оС. О начале реакции судят по помутнению раствора вследствие образования нерастворимого галогеналкила. Третичные спирты через 2-3 мин образуют хлористый алкил, оседающий на дно в виде капель. Вторичные спирты дают помутнение раствора, первичные образуют однородный раствор – помутнения не происходит. Различить первичные и вторичные спирты можно по реакции с конц. соляной кислотой в отсутствии хлорида цинка. В этих условиях третичные спирты реагируют в течение 3-5 мин, вторичные не реагируют.
б) Окисление хромовой смесью – также используют для различия первичных и вторичных спиртов. Первичные при этом дают альдегиды, вторичные –кетоны. Если полученный дистиллят восстанавливает раствор Фелинга, то карбонильное соединение представляет собой альдегид – и спирт является соответственно первичным, если не восстанавливает раствор Фелинга, то карбонильное соединение является кетоном, а спирт вторичным:
3RCH2OH + K2Cr2O7 + 4H2SO4 → 3R-CНО + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 7H2O
3RR/CHOH + K2Cr2O7 + 4H2SO4 → 3R-C O -R/ + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 7H2O
Методика.
Опыт 1.В течение 5 мин кипятят с обратным холодильником по 1мл первичного (пропилового) и вторичного (изопропилового) спирта с 10 мл реактива Бекмана. Реакционную смесь перегоняют, собирая несколько мл дистиллята в приемник с раствором 2,4-динитрофенилгидразина. Выпадение осадка указывает на то, что окисление прошло и образовалось карбонильное соединение.
Другую часть собирают в приемник с реактивом Фелинга. Выделение красного и желтого осадка меди Сu2O при нагревании свидетельствует о том, что образуются карбонильные соединения – альдегиды:
в) Ксантогеновая проба является хорошей реакцией на спиртовой гидроксил.
Опыт 2: К исследуемому спирту (этиловый, вторбутиловый, третбутиловый)
прибавляют сероуглерод (СS2), затем добавляют немного едкого кали, нагре-
вают и приливают раствор сульфата меди. В присутствии спирта возникает
ксантогенат меди коричневого цвета:
Обнаружение фенолов и енолов (фенол, резорцин, гидрохинон, салици-
ловая кислота, ацетоуксусный эфир)
а) Реакция с хлоридом железа (III). Для большинства фенолов и енолов
характерна интенсивная цветная реакция с хлоридом железа, обусловленная
образованием соединений типа ROFeCl2. Обычно появляется фиолетовое окрашивание или синяя окраска, но для некоторых фенолов она может быть красной или зеленой.
В опытах с енолами окраска оказывается более яркой, если вещество растворено не в воде, а в спирте или другом органическом растворителе. Цветная реакция фенолов менее отчетлива в спирте; чем в воде, особенно она чувствительна в хлороформе.
Опыт. В пробирку помещают 2-3 кристалла фенола (или другого иссле-
дуемого вещества) и растворяют в 2-3 мл воды, затем прибавляют 1-2 капли 3%
раствора хлорида железа. Отмечают появление характерной фиолетовой окраски:
Опыт повторить с салициловой кислотой.
Опыт: К 2-3 мл воды прибавляют 2 капли ацетоуксусного эфира, затем 2-3
капли 3% хлорида железа. К окрашенному раствору добавляют по каплямбромную воду до исчезновения окраски. Наблюдают, как через некоторое
время окраска вновь появляется. Опыт проводят и для ацетилацетона.
Б) Реакция с бромной водой. В случае фенолов со свободными о- и п-поло-
жениями наблюдается обесцвечивание бромной воды и образование белого осадка бромзамещенных:
Опыт: Водные растворы фенола, α- и β-нафтола по 1 мл помещают в разные пробирки и к каждому добавляют постепенно по 1мл бромной воды.
Наблюдают происходящие изменения.
в) Реакция со щелочью позволяет отличить фенолы от спиртов. Фенолы
растворяются в разбавленном растворе гидроксида натрия вследствие образования растворимых в воде фенолятов. Спирты со щелочью не реагируют, поэтому нерастворимые в воде спирты не растворяются в щелочи.
Опыт: В пробирку помещают несколько кристаллов фенола и добавляют
постепенно при встряхивании 5% раствор гидроксида натрия до полного их
растворения. Одновременно в другую пробирку добавляют 0.2-0.3 мл бутило-
вого или амилового спирта и приливают щелочь. Сравнивают результаты.
Контрольные вопросы
1 Какие меры техники безопасности следует соблюдать при получении бромэтана?
2 Сформулируйте правила образования названий спиртов и галогенуглеводородов по рациональной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Приведите примеры.
3 Укажите особенности строения молекул этилового спирта и бромэтана.
4 Напишите уравнения реакции получения всеми возможными способами:
а) этилового спирта;
б) глицерина;
в) бромэтана;
г) 1,2-дихлорэтана.
5 Охарактеризуйте химические свойства спиртов (на примере этилового спирта и глицерина).
Приведите уравнения реакций, укажите условия:
а) окисления;
б) дегидратации;
в) кислотно-основные свойства.
6 Охарактеризуйте химические свойства галогенуглеводородов (на примере бромэтана). Приведите уравнения реакций и укажите условия:
а) взаимодействия с металлическим натрием, магнием;
б) реакций нуклеофильного замещения;
в) дегидрогалогенирования.
7 Укажите области применения галогенуглеводородов и спиртов.
8 Предложите реакции, при помощи которых можно обнаружить и разделить смесь первичного,
многоатомного спиртов.
9 Предложите реакции, при помощи которых можно обнаружить и разделить смесь моногалогенуглеводорода и полигалогенуглеводородов (бромэтана и 1,2-дихлорэтана).
10 Предложите схему получения этилового спирта и бромэтана из неорганических веществ.